Авторы: П.К. Зайфиди, заслуженный работник физической культуры РФ; А.В. Николаев, старший тренер; Н.Ю. Матвеева, к.э.н., доцент
В учебно-методическом пособии представлена программа по волейболу, которая направлена помочь тренерам-преподавателям организовать тренировочный процесс по волейболу в специализированных учреждениях и организациях с детьми с нарушением интеллекта. Программа составлена для группы начальной подготовки.
Пояснительная записка
Цель: помочь тренерам-преподавателям организовать учебно- тренировочный процесс по волейболу с детьми с нарушениями интеллектуального развития. Условием выполнения этой цели является целенаправленное планирование физкультурно-оздоровительной деятельности в специализированных учреждениях и организациях, разработка содержания учебного материала на основе медицинских показаний, педагогических и психологических принципов и методов.
Учебно-тренировочный процесс с умственно отсталыми детьми строится по двум направлениям: коррекционно-оздоровительная (для детей с тяжелыми нарушениями умственного и психического развития); спортивно-оздоровительная (группа начальной подготовки) работа. Занятия по определенной направленности физкультурно-оздоровительной работы рекомендуется врачом специализированного учреждения по результатам углубленного медицинского обследования ребенка.
Задачи коррекционно-оздоровительного этапа: развитие физических качеств; коррекция соматического состояния, обучение приемам саморегуляции организма; коррекция и развитие познавательного процесса (память на двигательные действия); коррекция эмоционально-волевой сферы.
Задачи спортивно-оздоровительного этапа: содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся; обеспечение психологического комфорта; формирование комплекса необходимых двигательных навыков; развитие основных и специальных физических качеств; формирование спортивной культуры; восстановление временно утраченных или нарушенных функций.
Основной показатель работы специализированных учреждений и организаций по физкультурно-оздоровительной работе является выполнение контрольных нормативов по общей физической подготовленности учащихся, выраженной в количественных показателях физического развития, технико-тактической и теоретической подготовленности (по истечении каждого года).
На протяжении обучения в специализированном учреждении и организации учащийся дважды должен выполнить приемные и выпускающие требования на каждом этапе многолетней подготовки. В начале учебного года выявляются исходные показатели и на основе этого устанавливаются контрольные задания на год. На всех этапах подготовки сравниваются данные физического и психического состояния ребенка в начале и в конце года. Спортивно-оздоровительный этап занимает весь период учебно-тренировочного процесса со дня поступления ребенка и до выхода его из учреждения или организации.
Пособие составлено для специализированных учреждений и организаций, занимающихся реабилитацией умственно отсталых детей средствами физической культуры и спорта. Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрастам, полу, тяжести заболевания, для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной работы.
В данном пособии представлено содержание учебно-тренировочного процесса группы начальной подготовки.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретическая подготовка
Теоретические сведения могут сообщаться в паузах отдыха во время занятий (в помещении). В других случаях организуется специальное занятие по теории волейбола.
Основная задача теоретических занятий — воспитать стойкий интерес к занятиям физической культурой, в частности к волейболу.
Теоретическая подготовка группы начальной специализации включает в себя наличие следующих знаний: понятие о физической культуре и спорте; общая физическая подготовка волейболистов; гигиена, закаливание, врачебный контроль; техника и тактика игры, правила соревнований; оборудование и инвентарь.
Общая физическая подготовка
Строевые упражнения. Команды для управления строем. Понятие о строе и командах. Перестроения. Изменения скорости движения.
Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без и с предметами. Упражнения у гимнастической стенки. Упражнения для мышц туловища и шеи (без и с предметами). Упражнения для мышц ног и таза (без и с предметами). Упражнения со скакалкой. Группировка в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине. Кувырок вперед. Упражнения на развитие подвижности суставов, ловкости, расслабление.
Легкоатлетические упражнения. Ходьба с изменением темпа, в чередовании с бегом, прыжками и преодолением препятствий. Бег с изменением темпа и с ускорением до 60 м. Повторный бег 2 х (3×20 м), 2 х (3×30 м). Бег по пересеченной местности в чередовании с ходьбой (до 5 км). Прыжки в длину с места и разбега. Прыжки в высоту с места и разбега. Метание малого мяча с места в цель.
Подвижные игры. «Гонка мячей», «салки», «метко в цель», «мяч среднему», «эстафета волейболистов», «перетягивание каната».
Лыжи. Передвижение на лыжах, подъемы и спуски. Катание с гор.
Баскетбол. Ведение, остановка, передача мяча. Бросок мяча с места, в прыжке. Двухсторонняя игра.
Футбол. Ведение, остановка, передача мяча. Двухсторонняя игра.
Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития быстроты. Бег с остановками, «челночный бег». Бег с изменением темпа и направления движения по сигналу. Подвижные игры: «День и ночь», «Вызов номеров», «Мяч ловцу», «Салки».
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки на месте. Спрыгивания с возвышения 40-60-см с последующим прыжком вперед. Прыжки через скакалку.
Упражнения с отягощениями. Упражнения с набивными мячами (2-5 кг). Выпрыгивание из полуприседа вверх с набивными мячами. Приседания с набивными мячами быстрым темпом.
Упражнения для развития специальной выносливости. Беговые, прыжковые упражнения с высокой интенсивностью. Многократно повторяемые упражнения в технике и тактике игры. Двухсторонняя тренировочная игра.
Упражнения для воспитания специфической координации. Ловля мяча после передачи в стену. Передача мяча на быстроту, точность. Подвижные игры: «Ловля парами», «Ловкие руки», «Бег пингвинов».
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении передачи мяча и подачи. Вращение, сгибание и разгибание кисти в лучезапястном суставе. Стоя лицом к стене выполнять сгибание-разгибание рук из упора. Тоже от скамейки. Упражнения для кистей с гантелями. Передача набивного мяча из разных исходных положений.
Техническая подготовка
Группа начальной подготовки (1-й год). Верхняя и нижняя передачи: над собой; в парах и шеренгах; через сетку на месте и в движении. Индивидуальная работа с мячами. Подача мяча: верхняя прямая, нижняя прямая, нижняя боковая. Расстановка игроков. Индивидуальные действия в защите и нападении.
Группа начальной подготовки (2-й год). Нападающий удар: разучивание разбега и напрыгивания; выполнение с места и разбега; подбрасывание мяча. Выполнение нападающего удара через сетку. Групповые действия в защите и нападении.
Морально-волевая подготовка
Морально-волевая подготовка служит важным условием успешного решения задач подготовки волейболистов. На начальном этапе подготовки психологическая подготовка способствует качественному обучению навыкам игры. Задачи психологической подготовки сводятся к следующему: воспитание высоких моральных и волевых качеств, воспитание чувства командности, адаптация к условиям соревнований, настройка на игру.
Средства психологической подготовки: беседы; личный пример тренера, убеждение, поощрение; обсуждение в коллективе; участие в соревнованиях.