Подготовила: Кротова Наталья Владимировна, учитель-дефектолог.
К категории детей с нарушением интеллекта относятся дети с умственной отсталостью, проявляющейся в стойких нарушениях познавательной деятельности, возникающих вследствие органического поражения коры головного мозга. Следствием заболевания являются:• нарушение ощущений, восприятий, представлений, а также памяти, мышления, внимания и т.д.;
• общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ограничивающий возможности общения;
• низкий уровень элементарных знаний и представлений об окружающем мире, узкий кругозор;
• отставание физического развития — диспропорции частей тела, отставание в длине и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие и т.д.;
• сопутствующие заболевания — аномалии слуха, зрения и т.д.; низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям;
• нарушения в формировании основных движений, характеризующиеся излишней напряженностью, скованностью, угловатостью;
• нарушения в развитии физических качеств — силы, быстроты, выносливости. Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в пространстве, ритмичности движений, сохранении равновесия и т.д.;
• быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем.
Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков с умственной отсталостью. (В. М. Лебедев).
Подвижная игра противодействует гипокинезии и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.
Особая ценность подвижных игр для детей с умственной отсталость заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Игры вынуждают мыслить, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая может принести успех. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, равновесия и др.) активирует деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение. Следовательно, с помощью игры у ребенка с умственной отсталостью развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность.
Целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки, с решением простейших математических задач, облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении. Активизируют речевую деятельность, правильное звукопроизношение, обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук.
В игре складываются отношения между детьми, вырабатываются привычки, правила поведения. Дети больше узнают друг друга, взаимодействуют между собой, познают нехитрые игровые ситуации, проявляют самостоятельность, подражают, радуются, фантазируют. В игре идет активное формирование личности, имеющее большое социальное значение. По мнению Г. В. Кулешовой(1992), нравственные привычки, сформированные в игре, закладывают характер, который в зрелом возрасте позволяет не только понять окружающий мир, но и найти в нем свое место.
Эмоциональное состояние, характер, поведение детей влияет на выбор подвижной игры. Нестабильное состояние, эмоциональное напряжение, усталость могут вызвать внутренний дискомфорт, который чаще выражается в нарушении поведения, капризах, ссорах, драках. Что может вызвать обратные реакции: пассивность, нежелание вступать в контакт. С помощью подвижных игр можно преодолеть эмоциональное напряжение.
Подвижная игра, выступая первоначально как детская забава, развлечение, позволяет решать множество коррекционно-развивающих задач, активизировать самих детей. Приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, развитию личности в целом.
Играйте и развивайтесь.
Спасибо за внимание!
Подборка игр.
«Повтори, не ошибись»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции; накопление количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Дети стоят полукругом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.
Варианты
1. Простые движения можно заменить на более сложные, включить движения ногами и туловищем, асимметричные движения (правая рука вверх, левая вперед) и т. д.
2. Ведущий одновременно с показом движения называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают.
3. Ведущий проговаривает движение (руки вверх), а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимания на его сбивающие команды.
4. На каждое движение ведущий называет слово (например, ручка, самолет, мяч, воробей и т.д.). Дети должны выполнять только те движения, которые сопровождаются названиями летающего предмета (воробей, самолет).
Методические указания. Во время игры ведущему необходимо следить за тем, чтобы все дети видели его одинаково хорошо.
«Узнай друга»
Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков — 8—12.
Инвентарь: повязки на глаза.
Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук — ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.
Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.
Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.
«Зоопарк»
Цель: активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.
Количество игроков — 8—15.
Инвентарь: обруч или мел.
Инструкция. Дети выбирают себе роль какого-либо животного. Для самых младших детей роли назначает воспитатель. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» — в обруч или круг, нарисованный на полу (земле). В клетке может быть и несколько зверей — обезьяны, зайцы, гуси и т.д.
Незанятые дети встают за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд», и «едут на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. И так — от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой.
Вариант: по дороге домой дети поют песенку:
Вот поезд наш едет, гудит паровоз. Далеко, далеко ребят он повез. Уу-уу-уу-уу-уу.
Но вот остановка, дети останавливаются, произнося «ш-ш-ш», опускают руки и спокойно ходят (бегают) во время остановки поезда, собирают цветы на поляне (наклоняются, приседают). По сигналу все бегут, чтобы не опоздать на поезд, и становятся в колонну, вновь изображая вагоны: ходят, высоко поднимая колени, и поют куплет.
Методические указания. Эту игру можно повторить 2—3 раза.
«Лохматый пес»
Цель: активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных (собаку).
Количество игроков — 8—12.
Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:
Вот сидит лохматый пес, в лапки свой, уткнувши нос. Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, Что же будет?
Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пес» вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».
Методические указания. Эта игра отличается большой интенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.
«Дотронься до...»
Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.
Варианты
1. Можно называть не только цвета, но и формы или размеры предметов. Например: «Дотронься до... круглого», «Дотронься до... маленького!»
2. Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета и формы и т.д. Например: «Дотронься до... красного квадратного!»
3. Дети могут «искать ответы» не только в одежде, но и среди игрушек, инвентаря.
Методические указания. Ведущему следует давать детям только те задания, которые реально осуществимы, то есть предметы должны находиться в поле зрения играющих.
«Строим цифры»
Цель: развитие элементарных математических представлений, умения ориентироваться в пространстве, организованности.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Играющие свободно передвигаются по поляне или игровой площадке. Ведущий объясняет: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроиться все вместе в цифру 1 (2, 3, 4 и т.д.)». Дети выполняют задание.
Варианты
1. Дети располагаются по заранее нарисованным на полу цифрам.
2. Если дети быстро справляются с заданием, можно считать быстрее, таким образом, сокращая время построения.
3. Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать до 10, вы произведете в уме сложение (вычитание) и все вместе выстроите цифру — ответ. Например: 1+1,2- 1». Дети должны построить цифры 2, 1.
Методические указания. Первую игру нужно сделать пробной, объяснив и подробно показав все действия.
«Найди букву»
Цель: разучивание букв, слогов, слов; развитие у детей быстроты реакции, памяти.
Количество игроков — 8—10.
Инвентарь: два стенда с крючками, карточки с петлями с изображением букв алфавита.
Инструкция. Дети делятся на две команды. По сигналу ведущего первые игроки каждой команды подбегают к стенду, в нижней части которого расположены «буквы». Выбирают первую букву алфавита — А — и вывешивают ее на стенде. Затем бегом возвращаются к своей команде. Вторые игроки делают то же самое, но вывешивают уже вторую букву алфавита — Б — и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету и совершившая меньше ошибок.
Варианты
1. Вместо беги можно выполнять какие-либо другие задания.
2. В начале эстафеты каждой команде выдают по набору букв (например, д, а, ш, я). Дети, посовещавшись, вместе должны составить из полученных букв слово, распределить буквы между собой и построиться. Когда обе команды будут готовы, начинается эстафета. Каждая команда должна вывесить свое слово на стенде.
Методические указания
• Каждый из предложенных вариантов игры должен быть сориентирован на тот возраст, для которого игра доступна.
• В первом варианте, при игре с выстраиванием алфавита, возможна помощь детей и ведущего. Все вслух хором проговаривают очередную букву, а игрок должен ее найти.
«Кот и воробушки»
Цель: развитие быстроты реакции, равновесия, способности детей к звукоподражанию. Количество игроков — 6—15.
Инвентарь: подвижная опора (бревно), обруч.
Инструкция. На одной стороне площадки на бревне стоят дети. Это «воробушки» на «жердочках». В стороне сидит игрок — «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки, полетели!» Воробушки спрыгивают с жердочек и, расправляя крылья и чирикая (чив-чив-чив), разлетаются во все стороны. По сигналу «Кот идет!» «кот», мяукая, ловит «воробушков». Спастись от «кота» можно, только запрыгнув на свою жердочку. Выигрывает тот «воробушек», который ни разу не попался в лапы «кота».
Варианты
1. Вместо бревна можно использовать обруч, встав в него на одну ногу.
2. «Воробушки» могут не просто летать по площадке, а «купаться» или «клевать крошки» в заранее отмеченных местах, расположенных очень близко к спящему «коту».
Методические указания
• Игру следует повторять несколько раз. «Котом» (водящим) становится самый ловкий и быстрый «воробушек».
• Эту игру особенно любят дошкольники и дети младших классов.
«Невод»
Цель: улучшение координации движений, формирование способности вести совместные действия с партнером, развитие точности движений.
Количество игроков — 10—15.
Инструкция. Двое игроков — «рыбаки» — берут друг друга за руки, образуя «невод». Все остальные — «рыбки». «Рыбаки» ловят «неводом» «рыбок». Пойманные дети берутся с «рыбаками» за руки, увеличивая «невод». Игра продолжается до тех пор, пока не останутся две не пойманные «рыбки». Они — победители.
Вариант: та же игра, но с речитативом, который произносят «рыбаки», до того как начнут ловить «рыбок»:
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка-рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.
Во время речитатива «рыбки» плавают, выполняя различные плавные движения руками. После слов «Мы хотим тебя поймать» «рыбки» разбегаются по поляне, а «рыбаки» ловят их.
Методические указания
• Нельзя ловить «разорванным неводом», то есть расцеплять руки.
• «Рыбаки» не должны хватать «рыбок» за руки или за одежду.
Игры, направленные на развитие моторики мелких мышц кисти
«Замок»
Цель: развитие у детей моторики мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.
Инструкция. Текст
На двери висит замок.
Кто открыть его бы мог? Потянули,
Покрутили, Постучали. И — открыли!
Движения
Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок». Повторение движений. Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону. Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя — к себе.
Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.
Пальцы расцепить, ладони в стороны.
«Гонки»
Цель: развитие быстроты и координации движений пальцев рук, развитие воображения.
Количество игроков — 2—5.
Инструкция. Поставить одну руку на край стола на кончики пальцев — это пятипалые зверьки «многоножки». По сигналу многоножки устремляются к противоположному краю стола, передвигая пальцами-ножками. Каждая ножка должна успевать делать шажок; скользить по столу или прыгать НЕЛЬЗЯ. Побеждает многоножка, первой добежавшая до противоположного края стола.
Варианты
«Гонки двуногих»
На край стола поставить выпрямленные указательные и большие пальцы, остальные пальцы прижаты к ладони. По сигналу «двуногие» бегут к противоположному краю стола.
«Гонки слонов»
Указательный и безымянный пальцы — передние ноги слона. Большой палец и мизинец — задние ноги. Вытянутый вперед средний палец — хобот. Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по столу. Подпрыгивать и касаться хоботом земли слону строго ЗАПРЕЩЕНО. Когда слон научится ходить и бегать, можно устраивать гонки.
Усложнение игры:
• в гонках участвует только левая рука (для леворуких детей — только правая рука);
• в гонках участвуют обе руки.
Методические указания. Игра малой интенсивности выполняется сидя за столом.
«Братья-ленивцы»
Цель: обучение детей независимым движениям пальцев рук.
Инструкция.
Потянулся брат-середка, поглядел — и впрямь вставать пора. Разбудил второго братца-указку:
—Ну-ка, брат, поднимай семью! А сам досыпать улегся. Трудней всех брату-ленивцу вставать, трудней всех потянуться. Будит он брата младшего:
— Мизинчик, подними всех! Проснулся мизинчик, потянулся...
Да как закричит:
— Вставай, братцы, пора за дело браться!
Разбудил брата четвертого,
самого ленивого. А сам — под одеяло.
Тут все братья и проснулись.
Поднимается средний палец.
Стучит по безымянному и ложится на стол.
Безымянный палец с усилием тянется вверх.
Безымянный постукивает по мизинчику и ложится на стол. Мизинец тянется вверх.
В такт словам мизинец барабанит по столу.
Мизинец ложится на стол.
Все пальцы тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь прижата к столу.
Текст
Движения
Спят в избушке пятеро братьев.
Утром проснулся брат старший, потянулся, а самому вставать лень.
Брат-указка проснулся, потянулся.
Стал будить брата-середку: — Вставай, середка, утро на
дворе
А сам в кровать.
Ладонь лежит на столе.
Большой палец тянется вверх (остальные плотно лежат на столе). Большой палец несколько раз постукивает по указательному и ложится на стол. Вверх тянется указательный палец.
Указательный постукивает по среднему и ложится на стол.
«В гости к пальчику большому»
Цель: обучение детей точным движениям пальцев рук, развитие координации движений пальцев, ритмичное выполнение движений в соответствии с ритмом стихотворения, повышение слухового внимания.
Инструкция.
Движения
Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх.
Подвижные игры в условиях летнего отдыха...
В гости к пальчику большому
Текст
Приходили прямо к дому (Соединить под углом кончики пальцев обеих рук - крыша домика.)
Указательный и Средний, Безымянный и последний.
(Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно.)
Сам Мизинчик-малышок (Пальцы в кулак, выставить вверх только мизинцы.)
Постучался о порог. (Все пальцы сжать в кулаки, постучать кулачками друг о друга.)
Вместе пальчики — друзья, (Ритмичное сгибание и разгибание пальцев на обеих руках.)
друг без друга им нельзя.
«Прижми палец»
Цель: развитие силы и ловкости пальцев рук.
Инструкция. Правые руки играющих сцепляются сомкнутыми и согнутыми пальцами. Большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого игрока начинает «охотиться» за большим пальцем соперника, стараясь прижать его сверху. За пойманный и прижатый палец соперника игрок получает одно очко. Победителем становится тот, кто первым наберет 10 очков.
Вариант: в соревновании сражаются левые руки игроков.
Методические указания. Игра малой подвижности, дети играют по двое.
«Письмо на ладони»
Цель: развитие тактильной чувствительности ладоней, внимания, пространственных представлений.
Играют 5 детей и более.
Инструкция. Игроки встают друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Ведущий чертит пальцем на
ладони последнего игрока какой-нибудь знак (это может быть геометрическая фигура, буква или цифра). Игрок повторяет начерченный знак на ладони предпоследнего игрока, тот — на ладони предыдущего, пока знак не дойдет до первого. Первый молча рисует знак мелом на доске (карандашом на бумаге, палочкой на песке и т.д.).
Варианты
1. Ведущий чертит знак (например, крест) па ладони последнего игрока. Тот, поняв, что это за знак, шепотом передает на ухо предпоследнему: «Крест», тот рисует этот знак па ладони предыдущего, и так далее до первого игрока.
2. В «письме» можно отправлять несколько знаков.
3. Игра проводится в виде соревнования команд. Игроки делятся па две команды. Каждая команда строится в колонну по одному. Ведущий рисует одинаковые знаки па ладонях последних игроков, и по сигналу «письма» отправляются в путь. Побеждает команда, чья «почта» работает лучше, то есть чье письмо дойдет быстрее.
Игры, направленные на развитие координационных способностей, формирование зрительно-двигательной координации.
«Мы на карусели сели»
Цель: развитие у детей координации движений, выразительности имитационных жестов, воображения, слухового внимания.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция.
Текст Движения
Мы на карусели сели, Завертелись карусели. Пересели на качели. Вверх летели, Вниз летели. И теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет, Ветер лодочку качает. Весла в руки мы берем, Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка, Мы на берег прыгнем ловко, И поскачем на лужайке, Будто зайки, будто зайки. Взявшись за руки, кружиться.
То же.
Взявшись за руки. Один игрок
стоит, другой приседает,
потом — наоборот.
То же.
Взявшись за руки, качаться вправо-влево, вперед-назад. То же. То же.
Изображать, как гребут веслами.
То же, немного быстрее. Полуприсед, руки назад. Прыжок вперед на двух ногах. Руки согнуть перед грудью (это лапки), прыжки на двух ногах.
Обнять шарик. Прижать к щеке.
Методические указания. Игра средней подвижности, дети играют в парах.
«Воздушный шарик»
Цель: развитие координации движений, общей и тонкой моторики, выразительности имитационных движений, воображения. При разучивании текста стихотворения: развитие слуховой, речевой и двигательной памяти, развитие навыка связной устной речи.
Играют четное количество детей (2—10).
Инструкция.
Текст Движения
Шарик, шарик мой
воздушный, Непоседа непослушный! Шарик круглый, шарик гладкий, Шарик тонкий,
шарик мягкий. Я на шарик нажимаю, Из-под рук он вылетает
Вверх. Но я его поймал,
Нитку к пальцу привязал.
Вправо — шарик, влево —
шарик,
Мой светящийся фонарик!
Дай тебя я обниму
И к щеке своей прижму.
Ты меня не покидай,
Будь со мной, не улетай!
Подбрасывать воображаемый шарик то левой, то правой рукой.
Описать руками круг, потрогать шарик, погладить, нажать на него.
Поднять руки вверх, «поймать» шарик, «намотать нитку». Руки (параллельно) вправо и влево. То же.
Методические указания. Необходимо следить, чтобы дети в процессе игры не задевали друг друга руками.
«Голуби»
Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.
Количество игроков — 2—10.
Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолетики и т.д.).
Инструкция. Дети соревнуются, у кого «голубь» полетит дальше.
Вариант: дети соревнуются со взрослыми.
Методические указания. Игра для детей 5—8 лет, интенсивность малая.
«Чья лошадка быстрее»
Цель: развитие координации и быстроты движений крупных и мелких мышечных групп, формирование правильной осанки, тренировка внимания, улучшение зрения и слуха, их координация с движениями туловища и конечностей.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь: палочки длиной 20 сантиметров, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки (или любые другие игрушки).
Инструкция. Дети сидят на стульях, держа в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки. Дети находятся на одинаковом расстоянии от игрушек — 15—20 шагов. Выигрывает тот, кто, наматывая шнурок на палочку, заставит быстрее «прискакать» к себе лошадку.
Вариант: наматывая шнурок на палочку, чтобы лошадка «прискакала» быстрее, ребенок подбадривает ее щелчками языка.
Методические указания. Игра для детей 4—9 лет, интенсивность малая.
«Сидячий футбол»
Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.
Играют две команды, по 4—6 человек в каждой.
Инвентарь: мяч для футбола, кегли.
Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5—3 метров.
Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.
Варианты
1. Ловить отбрасываемый мяч ногами.
2. Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.
3. Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном рас стоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.
Методические указания. Игра для детей от 3 до 14 лет, нагрузка умеренная.