Цели:
- закрепить знания детей об аквариумных рыбках, их форме тела, величине, окраске и строению плавников;
- познакомить детей с новой рыбкой;
- повторить обитателей водоёмов;
- учить выполнять аппликацию, используя как целые, так и разрезанные листочки;
- познакомить детей с приёмом наклеивания «сухой крошки»;
- добиться активности детей, развивать их инициативу.
Коррекционная: развитие познавательных интересов, творческих способностей детей и мелкой моторики рук.
Предварительная работа: Наблюдение за рыбками плавающими в аквариуме, рассматривание иллюстраций с изображением рыбок, выделение характерных особенностей внешнего вида (туловище овальное, хвостики разные, маленькие и большие, похожи на флажок, состоят из двух или трёх частей...).
Ход занятия:
В середине стола стоит аквариум (банка) с аквариумными рыбками накрытая салфеткой.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
И со всех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы -
Все умелые пловцы. (Аквариум).
Когда дети отгадывают загадку, воспитатель снимает салфетку.
— Сегодня на занятие я принесла аквариумных рыбок, посмотрите внимательно и скажите, каких рыбок вы уже знаете, а какие вам незнакомы.
Наблюдение за аквариумными рыбками.
— Кто знает как они называются? (Гуппи и скалярии). Еще здесь есть новая рыбка, её называют «меченосец». Кто догадается почему? Потому что нижняя часть хвостового плавника у них похожа на меч. Чем похожи все эти рыбки? Чем отличаются друг от друга? Какой формы тело у скалярии, а какой у гуппи? Какого цвета и размера рыбки? Обратите внимание на плавники рыбок, какие они у скалярии, у мечемосца, у гуппи? Что ещё есть в аквариуме кроме рыбок и воды?
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Воспитатель спрашивает: «Где ещё живут рыбки?» (В реке, в пруду, в море...)
На стенд выставляются картины с изображением аквариума, моря и реки. Детям раздаются наклейки с изображением обитателей различных водоёмов, они должны разместить их в свою среду обитания (на стенд). По окончании игры воспитатель предлагает детям выйти на коврик и размяться.
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно.
Все как один
Плывём как дельфин!
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Аппликация из природного материала.
По окончании физкультминутки воспитатель предлагает детям сесть за другой стол и сделать «аквариум с рыбками» своими руками.
1. Рассматривание образца:
- на дне поделки песок и камушки из раскрошенных листьев;
- затем водоросли из расстриженных листьев;
- и рыбки (у них есть туловище, плавники, хвост, ротик и глаза) из листочков, разных по величине и цвету.
Образцы ставятся перед детьми. Сильной подгруппе, после объяснения воспитателя, предлагается сделать поделку самостоятельно.
2. Начать поделку нужно с выполнения песка: раскрошить и а тарелочку один сухой листочек, нанести кисточкой полоску клея на нижнюю часть фона, насыпать на не " измельчённую сухую крошку".
3. Ещё раз рассмотреть образцы аппликации с изображением рыбок, обратить внимание на то какие использованы листья (разного цвета и размера, целые и разрезанные).
4. Подобрать необходимые листья для туловища и хвостика.
5. Подумать, что будет делать рыбка в аквариуме (весело плавать, прятаться в водорослях).
6. Разложить детали рыбки на фоне.
7. Наклеить изображение рыбки и водоросли.
Провела воспитатель Измайлова Т.Н.