Педагогические задачи:
- приобщать к общественным ценностям, как условию духовно-нравственного развития;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей отчизне, своему народу, родному краю, природе;
- формировать у детей элементарные представления о государственной символике;
- развивать познавательные процессы детей, речевую активность, познавательный интерес.
Коррекционные задачи:
- коррегировать эмоциональные отклонения детей и их интеллектуальную пассивность;
- развивать у детей умений ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги, столе, доске), а также в макропространстве (выполнение действий по словесной инструкции педагога);
- закреплять умение детей находить по части предмета целый, составлять из частей целое;
- развивать мелкую моторику пальцев рук. Методы и приемы: наглядный, игровой, практический, словесный.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
— Почтальон принес нам три конверта. Я расположила их в разных частях доски. Хотите узнать что находиться в конверте с цифрой 1? (ответы детей).
— Но сначала скажите в какой части доски он находится. Какого он цвета и формы? (ответы детей, педагог достает из конверта лист бумаги, на котором написано стихотворение).
Я, узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле — каждый колосок,
Речка, небо голубое -
Это все мое родное.
Это родина моя,
Всех люблю на свете я!
— Как вы думаете, о чем это стихотворение? (ответы детей, педагог вывешивает на доску пословицу «Нет земли краше, чем страна наша»). Как называется наша страна? (ответы детей).
Послушайте рассказ Ушинского о нашей стране и скажите, как по-другому автор рассказа называет нашу страну — Россию.
«Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов... много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.» (ответы детей).
— Посмотрите, как велика наша Россия. Это самая большая по площади страна в мире от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. В России проживают люди 160 национальностей. Это русские, татары, башкиры, карелы, коми, удмурты, марийцы и другие. У каждого народа свой язык, свои традиции, свои костюмы, песни и сказки. Как можно назвать людей этих национальностей, проживающих на территории России? (ответы детей).
Педагог вывешивает сюжетную картину.
— Кто изображен на этой картине? (ответы детей). Какими качествами должны обладать солдаты? (ответы детей).
— Где солдаты учатся быть такими? (ответы детей).
— Посмотрите, что находится у меня в руках? (ответы детей).
— А сейчас я проверю, можете ли вы быть солдатами. Для этого наденьте на голову пилотки и выполнить движения.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Но смотри, не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Раз, два — дружно в ногу,
Три, четыре шире шаг.
— Что охраняет наша армия? (ответы детей).
На пилотках светится
Яркая звезда.
Родина родная
Армией горда.
Российский воин бережет
Родной страны покой и славу.
Он на посту и наш народ
Гордится армией по праву.
Спокойно дети пусть растут
В Российской солнечной отчизне,
Он охраняет мир и труд.
Прекрасный труд во имя жизни!
Педагог вывешивает па доске пословицу «Родина — мать, умей за нее постоять».
— Посмотрите на доску и скажите, где расположен конверт с цифрой 2. (ответы детей).
Город чудный, город древний.
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Хотите узнать о каком городе идет речь в этом стихотворении. Для этого нужно отгадать ребус.
Дети отгадывают ребусы
— Так как же называется столица нашего государства?
На доске «Москва — столица России»
— В Москве работают наше правительство и президент. Кто является, нашим президентом?
— Какие достопримечательности Москвы вы знаете?
Дети показывают картинки.
— А самая главная достопримечательность Москвы — это Красная площадь и Кремль. Посмотрите, у вас на столах лежат листочки с заданием. Вам надо фломастером соединить точка так, чтобы получилось изображение.
Дети выполняют задание.
— Что у вас получилось? (ответы детей).
— А на какой башне Кремля находятся часы, которые всегда доказывают точное время? (ответы детей).
Кремлевские куранты — это главные часы страны. Встречая новый год, мы каждый раз видим их на экране телевизора и слышим их бой. Включается аудиозапись боя курантов.
— Где находится конверт номер три? Посмотрите в этом конверте были гербы разных стран. Найдите среди них герб нашей страны. Кто может мне о нем рассказать?
— На красном фоне нарисован двуглавый орёл, одна голова смотрит на восток, другая на запад. В лапах он держит скипетр и державу. В середине находится герб Москвы, потому что Москва — столица России.
— А где еще можно увидеть изображение нашего герба?
— У каждого из вас на столах лежат конвертики, в них лежат части герба. Вам надо подумать и из частей составить целое изображение герба России.
Дети выполняют задание.
— Вы выполнили задания из трёх конвертов: синего, белого, красного. Подумайте и скажите, что из этих конвертов можно составить?
— Конечно, сейчас мы с вами составим флаг. Какой конверт первый, какой второй, третий?
— Скажите, для чего нужен стране флаг? Государственный флаг — это символ свободы, независимости, самостоятельности государства.
— Итак, у нас в России есть отличительные знаки, символы. Назовите их. Это герб, флаг, гимн. Гимн — это торжественная песня, его слушают стоя. Гимн звучит на торжественных собраниях, на спортивных соревнованиях, во время чествования победителей нашей страны и всех важных мероприятиях.
Звучит музыка «То берёзка, то рябинка». Девочки исполняют танец.
Если скажешь слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Край, ты мой родимый край
Нет земли чудесней,
Звон малиновки в ночи
Вперемежку с песней.
Дети разыгрывают сценку.
— Это наш родной край Костромская область. На доске «Кострома — частица великой России»
Костромская область — крупный индустриально-сельскохозяйственный район Российской Федерации с развитой текстильной, деревообрабатывающей, пищевой отраслями промышленности. В Костроме действуют два театра, музеи, стадионы, дома и дворцы культуры.
Показ достопримечательностей Костромы.
Вглядитесь, Кострома —
Неповторимая страна.
О, как высоко вознесла
Она все эти купола,
Все эти церкви и кресты,
Все эти бани и мосты,
Что меткой хваткой топора
Сооружали мастера.
Провела воспитатель Вагнерова Т.Ю.