Авторы: П.К. Зайфиди, заслуженный работник физической культуры РФ, Н.Ю. Матвеева, к.э.н., доцент
Пояснительная записка
В учебно-методическом пособии представлена программа по общей физической подготовке с элементами разных видов спорта, которая поможет тренерам-преподавателям организовать тренировочный процесс по физкультурно-оздоровительной работе в специализированных учреждениях и организациях с детьми с нарушением интеллекта. Пособие составлено для всех спортивных групп. В пособии отражено: наполняемость групп и учебно-тренировочный режим; объем дисциплины и виды учебно-тренировочной работы. Приведены примеры физических упражнений, включенных во все разделы общефизической подготовки.
Цель пособия: помочь тренерам-преподавателям организовать учебно-тренировочный процесс, который бы способствовал гармоничному развитию физических и духовных сил детей и подростков с нарушением интеллекта. Основным условием выполнения этой цели является целенаправленное планирование физкультурно-оздоровительной деятельности в специализированных учреждениях и организациях, разработка содержания учебного материала на основе медицинских показаний, педагогических и психологических принципов и методов. Дети с задержкой в развитии интеллекта характеризуются нарушением нейродинамики, которое затрудняет образование новых сложных условно-рефлекторных связей, обеспечивающих произвольные движения. В связи с этим учебно-тренировочный процесс с умственно отсталыми детьми строится по двум направлениям: коррекционно-оздоровительная (для детей с тяжелыми нарушениями психического развития); спортивно-оздоровительная (начальная спортивная специализация и переход на начальный этап подготовки) работа. Занятия по определенной направленности физкультурно-оздоровительной работы рекомендуется врачом специализированного учреждения по результатам углубленного медицинского обследования ребенка. Задачи коррекционно-оздоровительного этапа: коррекция и развитие физических качеств; коррекция соматического состояния, обучение приемам саморегуляции организма (дыхательные упражнения, приемы самомассажа); коррекция и развитие познавательного процесса (память на двигательные действия, внимание к своим движениям); коррекция эмоционально-волевой сферы.
Задачи спортивно-оздоровительного этапа:
- содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся; обеспечение психологического комфорта;
- формирование комплекса специальных знаний, необходимых двигательных навыков; • развитие основных и специальных физических качеств;
- повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств ребенка;
- формирование спортивной культуры, освоение мобилизационных, интеллектуальных, технологических и др. ценностей физической культуры;
- восстановление временно утраченных или нарушенных функций.
Основной показатель работы специализированных учреждений и организаций по физкультурно-оздоровительной работе является выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженной в количественных показателях физического развития, технико-тактической и теоретической подготовленности (по истечении каждого года), выполнение нормативных требований. На протяжении обучения в специализированном учреждении и организации учащийся дважды должен выполнить приемные и выпускающие требования на каждом этапе многолетней подготовки. В начале учебного года выявляются исходные показатели и на основе этого устанавливаются контрольные задания на год. На всех этапах подготовки сравниваются данные физического и психического состояния ребенка в начале и в конце года. Спортивно-оздоровительный этап занимает весь период учебно-тренировочного процесса со дня поступления ребенка и до выхода его из учреждения или организации.
Содержание физкультурно-оздоровительной работы
Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Упражнения для развития быстроты. Бег с остановками, «челночный бег». Бег с изменением темпа и направления движения по сигналу. Подвижные игры: «День и ночь», «Вызов номеров», «Мяч ловцу», «Салки».
Упражнения для воспитания скоростно-силовых способностей. Прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки на месте. Спрыгивания с возвышения 40-60-см с последующим прыжком через лежачую веревку. Прыжки по ступенькам. Прыжки через скакалку.
Упражнения для воспитания выносливости. Бег в равномерном темпе и передвижение на лыжах в режимах умеренной и большой интенсивности.
Упражнения для воспитания координации. Удержание равновесия «ласточка». Ходьба по скамейке. Упражнения на внимание. Жонглирование волейбольным мячом. Подвижные игры: «змейка», «иголка и нитка», «Пройди бесшумно».
Упражнения на воспитание динамической силы. Упражнения с набивными мячами (2-5 кг). Выпрыгивание из полуприседа вверх с набивными мячами. Приседания с набивными мячами быстрым темпом.
Упражнения на развитие гибкости. Комплексы упражнений, выполняемых с большой амплитудой движений, на подвижность суставов (активные и пассивные упражнения), на напряжение и расслабление мышц; наклоны в разные стороны, стоя на месте, с продвижением вперед, с дополнительным отягощением.
Раздел 2. Специальная физическая подготовка (СФП)
Упражнения для развития специальной выносливости. Беговые, прыжковые упражнения с высокой интенсивностью. Многократно повторяемые упражнения в технике и тактике спортивной игры. Двухсторонняя тренировочная игра.
Упражнения для воспитания координации. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Ловля мяча после передачи в стену. Передача мяча на быстроту, точность. Упражнения на равновесия. Перемещения по ограниченной поверхности (бревнышко). Подвижные игры: «Ловля парами», «Ловкие руки», «Бег пингвинов» «Пол-нос-потолок».
Упражнения на воспитание динамической силы (с отягощениями). Упражнения с набивными мячами (2-5 кг). Выпрыгивание из полуприседа вверх с набивными мячами. Приседания с набивными мячами быстрым темпом.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении ловли, передачи и броске мяча. Вращение, сгибание и разгибание кисти в лучезапястном суставе. Стоя лицом к стене выполнять сгибание-разгибание рук из упора. Тоже от пола. Из упора лежа передвижение в стороны. Упражнения для кистей с гантелями. Передача набивного мяча из разных исходных положений.
Раздел 3. Легкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу), из разных исходных положений и с различным положением рук; высокий и низкий старты с последующим ускорением. Прыжки: на месте на двух и на одной ноге; с продвижением вперед и назад, левым и правым боком. Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Метание малого мяча: на дальность обеими руками из-за головы; на месте и из-за головы через плечо с разбега.
Раздел 4. Баскетбол
Основная стойка. Прыжок вверх толчком одной и приземлением на другую ногу. Остановка в шаге. Передача мяча на месте. Броски мяча в кольцо с места и после ведения. Ведение мяча на месте и прямолинейно в медленном темпе. Передача мяча от груди двумя руками на месте, после ведения. Ловля мяча двумя руками. Передача мяча после отскока от пола. Двухсторонняя игра. Тактические действия в защите. Тактические действия в нападении.
Раздел 6. Волейбол
Стойка волейболиста. Передача мяча сверху. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Прием мяча снизу после подачи. Имитация нападающего удара. Тактические действия в защите. Тактические действия в нападении. Двусторонняя игра.
Раздел 7. Лыжная подготовка
Передвижение на лыжах: ступающим и скользящим шагом; попеременно двухшажным и одновременно одношажным ходом. Повороты. Подъемы: «лесенкой», «елочкой», ступающим шагом. Спуски. Торможение.
Раздел 9. Подвижные игры
«Два мороза», «Пятнашки» (легкая атлетика), «Салки на марше», «На буксире» (лыжи), «Караси и карпы», «Лягушата» (плавание), «Гонка мячей», «салки», «метко в цель», «мяч среднему», «эстафета баскетболистов», (баскетбол).