Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе.
Задачи:
1. Ввести понятие «семья». Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях).
2. Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата;
3. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Планируемые результаты: сформировать у детей представления о семье, ее составе.
Методы и приемы: беседа, наблюдение, рассматривание рисунков, игра
Материалы и оборудование: картинки с изображением членов семьи.
Ход занятия.
Разгадывание детьми ребуса (7 Я)
Ребята, если вы отгадаете слово, которое здесь спрятано, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Беседа о семье
Социальный педагог: Ребята, а как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Социальный педагог: Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А ещё, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья». Родственники - это братья, сёстры, мамы, папы, бабушки и дедушки.
Беседа по картине.
Социальный педагог: Как вы думаете, кто эти люди? Как можно назвать этих людей одним словом?
Ответы детей (Семья.)
Социальный педагог: Почему вы так решили? Кто живет в этой семье?
-Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?
-Сколько человек в этой семье?
-Перечислите членов этой семьи?
-Назовите самых старших членов этой?
-Назови самых младших членов этой семьи?
Уточнение социального педагога, проведённое после беседы с детьми по картине. На картине мы видим: женщину и мужчину – это мама и папа; бабушку – это мамина мама; дедушку – это мамин папа, а вот эти бабушка и дедушка родители папы – его мама и папа, а еще мы видим на этой картине мальчика - это сын для мамы и папы, и внук для бабушки и дедушки; девочку-это дочь для мамы и папы и внучка для бабушки и дедушки; мальчик и девочка – родные брат и сестра. Все эти люди родственники – это семья.
Игра «Кто какую работу выполняет»
Дети выходят к доске. Каждому ребенку показывается картинка с того или иного действия членов семьи, дети рассматривают картинку и говорят. Что на ней изображено (например: мама варит суп, дедушка читает книжку, бабушка вяжет носочки)
Работа над иллюстрациями.
Социальный педагог предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных.
- Рассмотрите иллюстрации. Как можно назвать каждую из них? (Семья кошки с котятами; семья коровы и быка с телятами).
- Можно сказать, что на каждой картине изображена семья?
- Почему?
- Что чувствует кошка рядом со своими котятами? Корова и бык с телятами?
- Правильно, и животные испытывают чувство радости, когда находятся в окружении семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся новому в жизни. А детёныши радуются тому, что родители их согревают, защищают.
Подводятся итоги. Что же такое семья? (Ответы детей).