Цель: формировать понятие важности уважительного отношения к окружающим людям.
Задачи:
-
дать понятие о том, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать;
-
разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим; убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения;
-
воспитание уважения, чуткости, внимательного отношения к пожилым людям.
Ход занятия
Вступительное слово социального педагога
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. Как вы понимаете выражение «Уважай старших»?
Воспитанники:
(Здороваться со старшими, дать дорогу, уступить место, помочь в чем-либо и т. д.)
Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?
Ответ. Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.
Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, в дет. доме?
Ответ. Остановиться, поздороваться первым.
Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?
Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.
Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»? (Соответствующий ответ.)
Социальный педагог:
Дети вспоминаем пословицы разных народов об уважительном отношении к старшим.
Пословица — один из важнейших источников, раскрывающих отношение к старикам. Русская пословица подчеркивает житейский опыт и мудрость старого человека:
Старик, да лучше семерых молодых.
Молодой работает, старый ум дает.
:
Молодой красив, старый умен
Из народных пословиц видно, что нужно учиться у старших, прислушиваться к добрым советам, ценить их опыт, продолжать начатые дела, брать с них пример. Правда, если примеры отрицательные, то такие поступки повторять нельзя!
Стихотворение С. Михалкова «Лапуся».
Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить.
Скажет папа: - Дверь открыта!
Притвори ее, герой! -
Я ему в ответ сердито
Отвечаю: - Сам закрой!
За обедом скажет мама:
- Хлеб, лапуся, передай! -
Я в ответ шепчу упрямо:
- Не могу. Сама подай! -
Очень бабушку люблю,
Все равно - и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю.
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Социальный педагог: Хорошо ли ведет себя мальчик по отношению к старшим в своей семье? Что вы посоветуете герою стихотворения? Как мы должны относиться к старшему поколению?
Итог занятия.
Спасибо, ребята! Вы хорошо сегодня потрудились. Я уверена, что теперь вы будете внимательнее и добрее к старшим. Относитесь уважительно к пожилым людям. Они заслужили наше почтение и уважение! Ведь и мы когда-нибудь станем стариками.
Прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми.