Цели.
Обучающие:
- формирование лексико - соматической готовности к составлению рассказа;
- распространение предложений с помощью наводящих вопросов логопеда и самостоятельно;
- формирование эмоциональной лексики;
- отработка дикции;
- обогащение речи выразительными средствами русского языка;
- развитие мимики, жеста, пантомимы;
- согласование числительных с существительными.
Коррекционные:
- развивать произвольное и слуховое внимание;
- развивать зрительную и словесно - логическую память и логическое мышление;
- развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные:
- воспитание у детей дружбы, чувство доброты, отзывчивости.
Оборудование: герои сказки; фонограмма записей звуков ветра, грома, дождя, леса; муляжи грибов; мяч; корзиночки.
Ход занятия
1. Организационный момент. Приглашение в царство грибов.
Логопед. Ребята, я приглашаю вас в лес. А чтобы попасть туда, нужно произнести волшебную чистоговорку.
Ес - ес - ес - мы идём в лес.
Су - су - су - тихо осенью в лесу.
Ес - ес - ес - опустел осенний лес.
Су - су - су - грибы берём в лесу.
Ес - ес - ес - листву роняет лес.
Стве - стве - стве - грибы спрятались в траве.
2. Логоритмическое упражнение.
Логопед. А теперь возьмём корзинки и пойдём собирать грибы.
Золотым осенним днём
За грибами в лес идём
Крепкий подберёзовик
Вырос под берёзою.
Красный подосиновик
Вылез под осиною.
Золотым осенним днём
Мы грибы в лесу берём.
Золотым осенним днём
Мы грибы домой несём.
Дети садятся, корзиночки ставят рядом.
3. Пальчиковая гимнастика "Много мы грибов набрали"
Много мы грибов набрали, а потом пересчитали:
1 - лисичка,
2 - свинушка,
3 - опята,
4 - чернушка,
5 - пузатый боровик,
6 - малышка моховик,
7 - как шляпа, чёрный груздь,
8 - я назад вернусь,
9 - подосиновик пригож.
А 10 будет белый -
Всей корзины нашей гвоздь.
Мы внимательно искали.
Много мы грибов набрали.
4. Упражнения на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики.
Логопед. Ребята, отгадайте загадки о лесных жителях и изобразите их повадки.
1. Стоит возле ёлок
домик из иголок (муравьи).
2. Чик - чирик!
За зёрнышком прыг!
Клюй, не робей. Кто это? (воробей).
3. Сама крошка, боится кошки,
Под полом живёт,
Туда всё несёт (мышка)
4. Когда дождик капает,
Она в болоте квакает.
Кто эта квакушка?
Зелёная...(лягушка).
5. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел (бабочка).
6. Зимой беленький,
А летом серенький.
Никто не обижает,
А всех сам боится (заяц).
7. Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост - краса
Кто это? (лиса).
8. В лесу под ёлкой крошка -
5. Показ сказки "Под грибом"и беседа по содержанию сказки.
Логопед. Ребята, как называется сказка, где главные герои муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка?
Логопед. Кто главные действующие лица сказки?
Логопед. Вспомните с чего начинается сказка. Что случилось с муравьём?
Дети. Муравей попал под сильный дождь.
Логопед. Кто попросился к муравью под гриб?
Дети. Бабочка, мышка, воробей, заяц.
Логопед. Что произошло с зайцем?
Дети. За зайцем гналась лиса.
Логопед. Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем нашлось. Что помогло героям сказки?
Дети. Дружба, доброта.
6. Согласование числительного с существительным.
Логопед. Ребята, давайте скажем сколько каких героев в сказке.
Дети. Один муравей, одна бабочка, одна мышка, один заяц, один воробей, одна лягушка, одна лиса.
7. Формирование эмоциональной лексики. Игра "Назови ласково" (с мячом).
Логопед. Назовите наших героев ласково.
Муравей - муравьишко, воробей - воробьишко, мышь - мышка, заяц - зайчишка, лиса - лисичка.
Логопед. А теперь назовём слова - неприятели.
Сильный - слабый, маленький - большой, мокрый - сухой, намокли - высохли, поближе - подальше.
8. Знакомство детей с пословицами.
Логопед. Ребята, я назову пословицы, которые подходят к нашей сказке, а вы попробуйте мне их объяснить.
"В тесноте, да не в обиде." "Милости прошу к нашему шалашу." "Вместе жить - всё делить".
Логопед. А какие ещё сказки подходят к этим пословицам?
9. Итог занятия.
Логопед. С какой сказкой знакомились? Что помогло героям сказки?
Подготовила и провела Субботина Е.В.