Цели
- развивать у детей наблюдательность;
- воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира;
- расширять словарь за счет существительных (грач, скворец, скворечник, гнездо), имён прилагательных, глаголов;
- закреплять в речи предлоги (на, в, к, около, над, под);
- учить отвечать на вопросы полным ответом; учить гармонично располагать сюжет на листе бумаги,
- развивать чувство композиции. Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;
Материалы для занятия:
- Картина иллюстрации с изображением ранней весны.
- Листы белой бумаги.
- Карандаши.
- Картина «Где скворец»
- Картинки первых цветов подснежника мать-и-мачехи, грач, скворец.
Предварительная работа: знакомство с природой, прогулки, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов о весне.
Методические приёмы: наблюдение на прогулках признаков наступающей весны (проталины, лужи и ручейки, синева неба, белоснежные кучевые облака, возвращение из теплых краёв перелётных птиц); рассматривание иллюстраций на которых изображена ранняя весна.
Ход занятия
Воспитатель: (загадывает детям загадку).
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает!
Когда это бывает?
Дети: Весной!
Воспитатель: Правильно, как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдет о весне, о ранней весне. Весну издавна любил народ. Люди её называли «Весна-красна». О весне поэты слагали стихи. Кто из вас может вспомнить и прочесть нам стихи о весне?
Уж тает снег,бегут ручьи
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь.
Теплей и ярче неба стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала
И. Плещеев.
Растекайтесь, ручьи, разливайтесь лужи!
Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник.
С. Маршак
Солнце припекает.
Снег повсюду тает.
Лопаются почки,
Растут, растут листочки.
Воспитатель: Ребята, а с чего же начинается весна?
Дети: перечисляют различные признаки весны: капель, на проталинках пробивается к солнцу первая травка, появились первые весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха, на деревьях набухают почки, возвращаются перелетные птицы.
Воспитатель: А какие птицы прилетают к нам весной?
Дети: грачи, гуси, утки, журавли, скворцы, ласточки, жаворонки, чайки, соловьи.
Воспитатель загадывает загадки:
Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей
(грач)
Есть на дереве дворец,
Во дворце живёт певец.
Он не лает, не кусает
Сад фруктовый охраняет.
(скворец)
Воспитатель: Что станут делать перелётные птицы, когда вернутся домой?
Дети: Вить гнёзда, откладывать яйца, выводить птенцов.
Воспитатель: Для каких птиц люди делают скворечники? Почему люди строят жилища для скворцов и развешивают их на деревьях около своих садов и огородов?
Дети: Скворцы охраняют сады и огороды от вредных насекомых.
Воспитатель: Вот сейчас в наш скворечник прилетит хозяин скворец.
Скворец к скворечнику подлетел.
Скворец в скворечник залетел.
Сел скворец около скворечника.
И весеннюю песню запел.
Песню спел и полетел.
Взлетел над скворечником.
Полетал над скворечником.
Сел отдохнуть на скворечник.
Подвижная игра : «Стайка».
Вылетайте, птички, на лужок,
Быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку.
Стайка, полетай-ка.
Полетели птички
Птички-невелички.
Птички летают,
Устали не знают!
Стоп!
Сели птичку на дорожку,
Поклевали птички крошки:
«Клю-клю-клю-поклюём,
Потом песенку споём».
Садимся за стол и рассматриваем Картину «Грачи прилетели».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как изобразил весну художник А. Саврасов. Какая весна на этой картине — ранняя или поздняя?
Дети: Ранняя.
Воспитатель: А как вы определили, что это ранняя весна?
Дети: Снег еще не растаял, но он уже не белый, как зимой, а грязный, на нём видны проталины. Грачи прилетели.
Воспитатель: Да, грачи прилетают к нам первыми из всех перелётных птиц. А что они делают?
Дети: Грачи чистят свои старые гнёзда? Воспитатель: А из чего грачи строят свои гнёзда? Дети: из веток
Воспитатель: Вся картина как будто наполнена свежим дыханием весны. Как можно назвать эту картину?
Дети: ранняя весна
Воспитатель: Художник А. Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». А теперь подумайте, ребята, какой сюжет вы хотели бы нарисовать, что вы изобразите на своём листе бумаги? Какие цвета вы возьмёте для ранней весны? А музыка поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов. Послушайте, как музыка передаёт весеннее настроение, и попытайтесь отразить это на бумаге.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами много говорим о весне, рассматривали картину русского художника А. Саврасова. Каждый из вас старался, и в ваших рисунках видно, что природа проснулась, ожила. Все ребята молодцы. Издавна русский народ зазывал весну. Говорили заклички, вот одна из них.
Весна, весна красная!
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью
С солнцем горячим
С дождем обильным,
Принеси урожай
В наш счастливый край!
И еще в день весеннего равноденствия пекли из теста птичек, этим самым тоже зазывали весну , чтобы она приходила быстрее и радовала всех людей и зверей, и птиц.
Провела воспитатель Фёдорова Л.Г.