Цель:
- развитие нравственных качеств;
- обобщить понятия: добро, доброта, добродетель;
- закрепить умение детей общаться со сверстниками и взрослыми.
Оборудование и материалы:
- плакат с темой урока «ДОБРЫМ БЫТЬ СОВСЕМ НЕПРОСТО!»;
- плакат с эпиграфом; раздаточный материал (в конверте для каждого на парте);
- карточки для индивидуальных заданий;
- ордена: «Доброе сердце», «Добрая фея»;
- фигурки человечков;
- фонограммы песен В.Я.Шаинского «Доброта»;
- «сундучок мудрости» с пословицами о доброте и добре.
Ход урока
— Здравствуйте ребята! Очень рада вас всех видеть! Я хочу вас спросить, что такое доброта?
— Да, доброта — это качество человека. Люди, которые им обладают, прекрасны и сильны. Добрый человек подобно солнцу, излучает тепло и свет, к нему всегда тянутся люди, потому что этот человек дарит им свое доброе сердце.
Но добру нелегко, ему часто приходится бороться со злом. Даже в сказках, которые сочиняли в давние времена, добро и зло были рядом. В конце-концов добры-молодцы и красны-девицы, добрые волшебники побеждали зло. Наш мудрый народ сочинил множество пословиц и поговорок о добре, доброте, добрых людях. Давайте откроем наш сундучок мудрости ипосмотрим эти пословицы, попробуйте объяснить как вы их понимаете:
ДОБРЫМ — ДОБРАЯ СЛАВА;
ДОБРЫЕ УМИРАЮТ, ДА ДЕЛА ИХ ЖИВУТ;
ДОБРОЕ ДЕЛО — ДВА ВЕКА ЖИВЕТ...
— Значит мы видим, что человек творит добро. Для кого же человек делает добро? Может ли он делать добро для природы: животных, растений. Как он это делает? Что чувствует человек, который делает добро? А как называют человека, который делает добро для других? Добродетельный, т.е. добро делающий. А какими качествами вы наделили бы доброго человека? Воспитатель прикрепляет к доске бумажного человека. По мере того как дети называют качества доброго человека, воспитатель вокруг фигурки записывает эти качества.
— Конечно же, вы правы. Это и улыбчивость, и вежливость, и милосердие, и великодушие. Этот человек может быть ласковым, внимательным, заботливым. Что в лице человека говорит о его доброте? (улыбка, глаза) Да ,верно! Не зря говорят : «Глаза — зеркало души», Можете ли вы вспомнить чьи-то добрые глаза? А какие они? Вспомните глаза снежной королевы, какие они были? (холодные ,злые) Что можно сказать о ее сердце? ( оно не доброе, а злое). Можно ли доброту человека определить по внешнему виду? ( по глазам , улыбке)
— Давайте представим себе человека — и умен, и силен, и улыбчив, и красив он, а обязательно ли он добр? Конечно, только по внешнему виду нельзя определить, добрый человек или нет. Что нам может еще рассказать о доброте человека? Можно улыбаться, говорить ласковым тоном добрые слова, быть вежливым, но не быть добрым!
— Послушайте басню И.А. Крылова «ВОРОНА И ЛИСИЦА». Уж как Лисица обольщает Ворону, какие слова говорит! А сыр унесла. Так что же является главным показателем доброты человека? Вы правы, конечно же, это его дела, поступки. А теперь давайте посидим тихо, и каждый вспомнит, какое доброе дело он сделал сам. И не пугайтесь, если вы вдруг не вспомните о своем добром деле. Тогда вспомните утешили ли вы кого-нибудь добрым словом? За добрым словом обязательно последует поступок. Я уверена в этом. Видимо, о доброте человека говорят и внешность, и слова его, и его поступки.
А вы знаете таких людей? Надеюсь ,что с сегодняшнего дня таких людей станет еще больше, так как к ним присоединимся и мы.
А сейчас я хочу познакомить вас с замечательными словами русского писателя А.П. Чехова «В ЧЕЛОВЕКЕ ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕКРАСНО: И ЛИЦО, И ДУША, И МЫСЛИ». Все самое доброе прекрасное рождается в нашем сердце и в наших мьюлях. А изобразить добро можно? Попробуйте, пожалуйста , это сделать. Я даю вам немного времени, а вы попробуйте на бумаге изобразить , что для каждого из вас есть добро? В этом вам поможет музыка, фантазируйте , изображайте, что для вас есть добро! Дети рисуют, а затем предложить желающим рассказать о том , что у него получилось, т.е. о том, как он представляет себе добро.
— Молодцы ребята , что вы так интересно рассуждаете, так глубоко мыслите. А я бы изобразила добро в виде солнца. От солнца людям тепло, а доброта живет в сердце. Вот о таком солнечном сердце я и расскажу вам. Я расскажу вам о сердце ДАНКО. Легенду о ДАНКО написал A.M. Горький. (Учитель рассказывает «Легенду о Данко»)
— Подумайте, пожалуйста, над вопросом: просто ли быть добрым? На доске открывается плакат с эпигрофом урока: ДОБРЫМ БЫТЬ СОВСЕМ НЕПРОСТО, НЕ ЗАВИСИТ ДОБРОТА ОТ РОСТА... ДОБРОТА ПРИНОСИТ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ И ВЗАМЕН НЕ ТРЕБУЕТ НАГРАДЫ".
— Так кто из вас скажет, просто ли быть добрым и почему? Ребята рассуждают над поставленным вопросом. — А как вы понимаете сова:"Не зависит доброта от роста«? Почему доброта взамен не требует награды? Мы уже говорили о том, что добое дело приносит радость тому кто его совершает. А если не заметили, потеряло ли это доброе дело свое значение? Добро, добрые дела нужно уметь делать без всякого вознаграждения, т.е. бескорыстно. Это трудно, наверное, но этому надо учиться.
— Сейчас мы все вместе попробуем дать совет двум мальчикам: Андрюше со Славой. Вот что с ними произошло. Андрюша со Славой пошли на речку. По пути они забежали за Димой. Он занимался прополкой грядок и не мог пойти с ребятами. Тогда Андрюша предложил Славе помочь Диме, чтобы потом вместе идти купаться. Слава согласился, но спросил: «Дим, а как ты нам отплатишь?» Дима растерялся и не знал, что ответить.
— Ребята, а как бы вы поступили в этой ситуации? Какая награда уместна, даже приятна взамен доброго дела? (Благодарность,доброе слово, улыбка, рукопожатие, и т.д.)
— А может быть и такая благодарность. У меня в руках ордена «ДОБРАЯ ФЕЯ» и «РЫЦАРЬ — ДОБРОЕ СЕРДЦЕ». Как вы думаете, кому из нашей группы его можно вручить? За что?
Я надеюсь, ребята, сегодня мы еще раз убедились ,как хорошо быть добрым, дарить свою доброту людям. Мы поняли также ,что не всегда это просто — быть добрым и бескорыстным. Совсем скоро вы уже станете взрослыми. Спешите делать добро,не опоздайте! Спасибо всем за занятие! Всего вам доброго!
Занятие провела воспитатель Карпова Н.С.